Полезные заметки о финансах и управленческом учете

Полезные заметки

о финансах и управленческом учете

В словосочетании «товарно-материальные ценности» самым важным, наверное, представляется слово «ценности». Подсознательно, опираясь на значение этого понятия, часть активов принято считать, как бы незначительными. Тем не менее это тоже ТМЦ.

Вот был такой случай. Решил собственник меня проверить.

Выбор ставки процента, по которой будет начисляться налог при УСН, должен быть осознанным.

Любой аналитический материал, это, по сути, набор информации, сгруппированной по неким статьям. Статья «Прочее» – непременная участница аналитики.

Вы скажете: представить производственное предприятие, тем более в общепите, без складского учета – такое невозможно. Просто под учетом иногда понимают на самом деле то, что учетом назвать никак нельзя.

Роль финансовой составляющей бизнеса в сетевом проекте становиться значительнее по сравнению с ролью в функционировании единичного предприятия. Появляются и соответствующие нюансы.

Совместное использование показателей – это полезный инструментарий, позволяющий сделать выводы, которые по одному из показателей сделать невозможно.  Рассмотрим на примере аналитики изменения структуры и foodcost категорий продаж.

Где мои деньги? В моем личном рейтинге вопросов собственника к управленцам на предприятиях общепита – этот, безусловно, на первом месте.

Есть на предприятии система складского и производственного учета, есть бухгалтер-калькулятор, есть кладовщик. Казалось бы – зачем собственнику еще тратиться на финансиста в штате? Попробуем разобраться.

Электронный документооборот смело ворвался в нашу жизнь. И не вчера, и даже не позавчера. Но без старых добрых «мягких» накладных, РКО и ПКО все равно пока «никуда».

Вот был такой случай. Нужно было навести порядок в проведении платежей.

Действительно же на «у» кончаются только сами аббревиатуры. Потому как ТСУ это товарно-складской учет, а УУ, как не трудно догадаться, это управленческий учет.

Что должно быть критерием оценки работы бизнеса? Выручка? Рентабельность? Выплаченные дивиденды? Суть разных показателей, определяющих итоги работы, в том числе, можно определить как показывающие результат или показывающие эффективность.

Ставка НДС 0% для предприятий общепита – уверен, что управленцы и собственники отрасли в курсе программы «обеления» ресторанного бизнеса. И хотя заметки эти пишутся прежде всего с прицелом на сферу HORECA, хочется немного порассуждать как быть тем, для кого НДС по нулевой ставке «не случился».

Нужно и можно ли упорядочить систему мотивации и демотивации персонала, выраженную в денежном выражении. И вообще – это «прошлый век» или по-прежнему действенный инструмент?

В сетевом проекте предприятия часто выручают друг друга. Установите правила и контролируйте.

Сложный вопрос, поскольку интерпретирован таковой может быть, как покушение на личные денежные средства. Ведь все, что есть в бизнесе, принадлежит собственнику лично.

Творчество – это прекрасная возможность самореализации. Постановка управленческого учета – процесс, безусловно, творческий, поскольку, в том числе, позволяет установить свои правила ведения такого.

Вот был такой случай. Пришлось уволить бухгалтера.

Вот был такой случай. Опровергал законы математики.

Со стороны кажется, что в работе бухгалтера нет ничего сложного. Часто, пройдя курсы типа «весь бухучет за 10 дней!», многие уже мнят себя чуть-ли не главбухами. Как понять действительный уровень знаний тех, кто претендует на должность бухгалтера?

Часто творческое настроение собственников бизнеса от общепита (приводящее к «хотелкам»: реализовать срочно и уже вчера!) не позволяет достигнуть запланированного уровня прибыли. Это на первый взгляд. А если правильно посчитать?..

Вот был такой случай. Пришла претензия от налоговой.

Наверное, не совсем корректная формулировка. Правильнее так: есть ли в общепите финансовая составляющая бизнеса?

Под черной кошкой я тут, аллегорически, подразумеваю прибыль, под темной комнатой – не оцифрованный бизнес или бизнес по деятельности которого не ведется управленческий учет.

Платежи, расходы – не все ли равно?

О тех самых основных средствах, учет которых в управленческом учете в общепите, порой незаслуженно обходят стороной.

Вот был такой случай. Я думал, что чаще лучше, а оказалось нет.

Вот был такой случай. Досталась мне в наследство система лимитирования. Так это называлось.

Пришло время поговорить, в ключе музыки финансов, о втором по популярности отчете, а именно об отчете о Прибылях и убытках.
Джаз — это полет. Полет фантазии музыканта и в не меньшей степени — исполнителя.
Классика – это нечто серьезное, но, разумеется, тоже с высочайшим мастерством.
Когда говорят о себестоимости на предприятии общепита, что в 99% подразумевают foodcost.
 
А я предлагаю посмотреть на расчет себестоимости более широко.
 
И вот почему.
 
Себестоимость это по сути все затраты на производство продукции (если уж быть до конца честным в определении еще и на и реализацию, но в случае бизнеса общепита, думаю реализацию лучше считать отдельно).

Вот был у меня такой случай. Изрядно сэкономили.

Кто финансист в общепите?
 
Повар готовит.
Официант продает.
Хостес встречает.
Закупщик закупает.
Управляющий управляет.
 
Ау, финансист, где ты?

Не просто не сдавайся, но думай о будущем!

И если не нашлось на такие мысли времени до кризиса, то порассуждать об этом в кризис – самое время!

Служба закупки – одна из святая святых на предприятии общепита.

Дружить с поставщиками, знать, что сегодня у кого почем и есть ли, обеспечивать своевременность поставки – все это подвластно магистрам именно этого ордена.

И, как правило, несут они свою службу с этаким печально-уставшим взглядом: да…, а кто же кроме нас?..

Вот был такой случай. Обнаружилась прореха в системе мотивации официантов.

Для кого работает финансист в общепите? Русский язык богат и интерпретировать фразу эту можно двояко.

Поговорим о способах планирования выручки.

Вот был у меня такой случай. Борьба за кассовый узел.

Когда я говорю, что занимаюсь управлением финансами в общепите, то часто слышу этот вопрос. Вот и решил теперь дать ответ в виде этой заметки.

Аналитика по поставщикам – многие скажут: а зачем? Давайте разберемся.

Вот был такой случай. Необходимо мне было как-то навести порядок в дисконтной системе.

Foodcost – один из основных показателей, используемых в общепите в управленческом учете. Так как же правильно считать и, главное – зачем?

Что мне чаще всего приходилось слышать на различных совещаниях и обсуждениях про результаты работы? Даешь выручку!

Был у меня такой случай. Подтянули менеджеров.

Большинство людей относятся к разного рода инструкциям, положениям, регламентам и тому подобному с изрядной долей отвращения. Заслуженно ли?

Что такое склад в товарно-складском учет? Сколько складов должно быть и как товары должны перемещаться между складами? Попробуем ответить на эти вопросы.

Был у меня такой случай. Разбирались с боем посуды.

Уж сколько раз твердили миру… Нет, дальше речь пойдет, конечно, не про ворону и лисицу и не про лесть, а про то, что сказано уже много раз до этой заметки и будет повторяться еще неоднократно после: бизнес нельзя оценивать через кассовый метод.

Есть устойчивое мнение, что рост остатков на складах – это плохо и сразу же надо бросаться и что-то предпринимать. Правильнее же – не бросаться, а сначала проанализировать.

Баланс – это по сути фотография бизнеса в конкретный момент времени. И фотография эта может нам о многом рассказать.

Все мы знаем, что на предприятиях общепита проведение инвентаризации пищевых ингредиентов – обязательный элемент работы. А вот товарно-материальным ценностям (заметьте – ценностям!), как правило внимания не уделяется. А зря.

Вот был такой случай. Знал я одного управляющего. Равнодушного.

Важнейшая часть учета на предприятиях общепита – снятие инвентаризации пищевых ингредиентов. Иными словами – то, из чего мы готовим блюда и напитки для наших гостей.

Слышали про такую штуку как ЕБИТДА? На русский слух, конечно, немного провокационно.

Вот был у меня такой случай. Гости стали отказываться от готовых блюд.

Мнение автора: аутсорсинг финансовой составляющей бизнеса общепита – это хорошая идея. Но как к такому же выводу может прийти собственник бизнеса? Попробуем представить…

Наверняка помните детскую песенку: мы делили апельсин – много нас, а он – один. Рассуждать, конечно, будем не про апельсины, а про категории выручки. Будем выручку делить.

“Вертим” выручку, чтобы понять – есть ли возможность еще повысить таковую? А вот платежи не всегда подвергаются такому пристальному вниманию. А зря…

Что вообще можно посчитать на предприятии общепита, чтобы это контролировать? Давайте попробуем немного порассуждать на эту тему.

Даже несколько простых и очевидных действий могут дать дать эффект экономии. Главное применять таковые системно и “твердой рукой”.

Знаменита фраза про то, что нужно бояться не больших расходов, а маленьких доходов, конечно, не подразумевает, что с расходами не следует работать. Следует – и еще как!

Конечно – управляющего. Конечно – шефа. Конечно – бухгалтера. Но кто все-таки основной, главный потребитель этой информации?

Казалось бы ответ очевиден и однозначен. А что с ответом на вопрос: “Что это дает бизнесу?”…

Часто ли собственники бизнеса или топ-менеджеры задаются вопросом: насколько важен складской учет и как правильная работа склада может повлиять на результаты?

При общении с бизнесменами приходится слышать: «А зачем мне аутсорсинг по управленческому учету? У меня бухгалтер есть…» К сожалению, распространённое заблуждение. Почему же так происходит?

А нужно ли много цифр в аналитике для cобственника?
Мнение автора.