Совсем нет складского учета. Что сначала – программа или помещение склада? - ФинПризма - Сопровождение финансов общепита

Совсем нет складского учета. Что сначала – программа или помещение склада?

Производство подразумевает, как минимум, наличие компонент из которых производится готовая продукция. Разумеется, должен иметься и складской запас. Должен вестись и производственный учет – калькуляции, по которым компоненты формируют готовую продукцию.

И даже если произведенная продукция в полном объеме тут же реализуется потребителям и не хранится ни в каком виде – склад и складской учет все равно присутствуют.

Казалось бы, как говориться «XXI век на дворе», огромные возможности в автоматизации любых процессов, в том числе и складского учета. Программные комплексы на любой вкус. И в наличие таковые у всех. А вот сказать, что учет есть – можно далеко не про все предприятия, потому как учет необходимо ставить и тут просто наличием необходимого ПО не обойтись. Нужно еще представить, как выглядит процесс организации склада.

Представляется верным посмотреть на проблему в двух вариантах – до открытия и когда деятельность уже ведется.

По опыту открытия множества объектов могу сказать, что к моменту того, как помещение под склад будет готово, соответствующее программное обеспечение уже должно быть куплено и внедрено.

И более того – уже должен быть кладовщик, который этим ПО владеет и даже, возможно уже провел подготовительную необходимую работу в складской базе.

Псевдоэкономия на этапе открытия, как правило, перечеркивает этот единственно правильный, с моей точки зрения, подход. А «псевдо» потому, что чем ближе открытие, тем больше покупается всего и вся, особенно, мелочевка, учет которой становиться крайне затруднителен.

Иногда привозится что-то поздним вечером или ранним утром (когда пробок меньше) – в это время хорошо если есть кто-то из менеджеров, а не просто сонная охрана, которая даже документы смотреть не будет. И вот бросается это что-то где-то в технической зоне (хорошо если не на улице). Потом привозится что-то еще, а то, что привезли ранее, в лучшем случае, задвигается в дальний угол и «теряется». Или взгромоздят на коробку с хрупкой посудой коробки с чем-то более тяжелым (экспедиторам ведь все равно – главное доставил) и вот уже бой до открытия.

Или был у меня случай, когда, разгружая дорогущий декор просто забыли коробку на улице. То есть как разгружали – видели все, а чтобы занести внутрь – не видел никто…

Примеров таких массу можно привести. Вывод такой. Нужен ответственный сотрудник. Нужно помещение куда хотя бы временно, до передачи в эксплуатацию все складывается. Но самое важное, чтобы приход был отражен в системе учета.

Как известно, право перехода собственности наступает, когда поставщик передает отгружаемые товары.

Значит, как только мы подписали что товары приняли – это уже наше (тонкости про доставку опускаю). Теперь встает не только задача сохранности, но и задача понимания сколько и чего мы храним. И, кстати, соответствует количество того, что храним тому, что должно храниться на данный момент. Учет такой без специализированного программного обеспечения крайне затруднен. Получается, что если предприятие «программно» не готово, то склад превратиться просто в «склад беспорядка», даже если кладовщик аккуратист и пытается все красиво по полочкам расставить.

Проблемы у варианта, когда предприятие уже функционирует, по сути, примерно такие же.

Предположим, все устали от бардака и переоборудовали какое-то помещение под склад. Самое бездарное решение – просто забить товарами под потолок, чтобы «в коридоре не валялось». И по началу даже кажется, что все то должны помнить, что именно и сколько туда положили. На практике уже через пару недель сказать точно, что там толком никто не может.

Нужно начинать с программного обеспечения и постепенной инвентаризации. Физически перемещать товары на склад только после заведения соответствующей номенклатуры. Далее перемещение и отражение в программе.

Наполняя помещение склада таким образом, в любое время можно точно сказать – какие материальные ценности и в каком количестве уже на складе.

Конечно, здесь также нужен ответственный сотрудник, а попросту говоря кладовщик, который будет не только следить за остатками на складе, заниматься приемкой и отгрузкой, но и вести базу складского учета.

Получается в обоих случаях начинать нужно с программного обеспечения, без наличия которого склад превращается в просто помещение для хранения.

А для того, чтобы хранить в беспорядке и без учета отдельное помещение и не нужно.

 
17 апреля 2022 г.

Высказано частное мнение автора, основанное на профессиональном опыте.

Коллаж на кадр из мультфильма «Раз- горох, два - горох» (реж. А.Давыдов, 1981 г., Союзмультфильм)