Информация о бизнесе в режиме online. И не только online.
Думаю, предположение, что идея использования dashboard в различных бизнесах, выросла из биржевой торговли, не лишено оснований. Для принятия верных решений при продаже или покупке активов, цена которых изменяется буквально ежесекундно, графическое дружественное преставление информации, разумеется полезно.
А что с бизнесами, не связанными с биржей? Например, с бизнесом общепита? Какая информация и, главное, кого может заинтересовать в этой отрасли?
Прежде всего потребитель. Видится так, что это – собственник бизнеса.
Действительно – управляющий заведения присутствует на рабочем месте (будем считать, что во время отпуска и на выходных есть достойная замена в виде зама или сильного менеджера), а значит в курсе того, что происходит не просто в режиме online, но и что называется «с погружением». Конечно, если как таковой dashboard внедрен, доступ у управляющего быть должен, хотя бы и для того, чтобы видеть «а как это видит собственник».
А вот с собственником другая история. Dashboard позволяет объективно посмотреть на происходящее, обходя, так сказать, мнение тех, кто может доносить информацию – цифры должны говорить сами за себя. Вот тут и возникает вопрос о том, какая информация необходима и с какой периодичностью обновления.
Традиционно, самая востребованная информация – о выручке.
Конечно не только о самой выручке, но и обо всем, что может быть с таковой связано: срез по категориям, средний чек, чек на стол, коэффициент посадки и так далее. Как правило, современные учетные системы, использующиеся на предприятиях, в автоматическом режиме получают данные для подобных показателей, и, следовательно, данные, которые и выводятся на dashboard, могут рассматриваться как отображаемые в режиме online.
Однако, необходимо помнить, что даже и в этом случае, есть вероятность получения ошибочных данных. Связанно это с тем, что часть этих данных поступает в систему посредством ручного ввода. Самый распространенный пример: официант, при открытии стола, вводит неверное количество гостей (ошибочный ввод влияет на показатель среднего чека).
Пожалуй, говорить о каких-либо еще срезах деятельности точки общепита, которую можно получать в режиме online, не приходится.
Даже пресловутый денежный поток наблюдать в режиме online получиться вряд ли – платежи отправляются, как правило пакетом, и информация появляется в учетных системах в тот момент, когда подгружается выписка из банка.
Существует масса и других, очень важных показателей, которые характеризуют состояние бизнеса.
Расчет таковых строиться на агрегации большого количества различных данных из различных учетных систем. К примеру, чтобы посчитать рентабельность, необходимо посчитать реальный финансовый результат. Чтобы не просто посчитать финансовый результат, но и удостовериться в правильности подсчетов нужно не просто уметь формировать отчет о доходах и расходах используя метод начисления, но и формировать баланс, который разумеется, должен сходится. Работа над построением таких отчетов требует и времени, и участия квалифицированного персонала, а значит о режиме online говорить не приходится.
Но это совсем не означает, что dashboard можно использовать только для тех показателей, которые можно видеть online. Вполне можно иметь dashboard, который обновляется ежемесячно – думается, что чаще нет смысла (кстати, у автора есть полезная заметка, посвященная целесообразной периодичности отчетов «Случай из практики. Не частите с отчетами!»).
С примером такого dashboard, можно ознакомиться в решении finprisma-page на странице finprisma-page.ru.
Конечно, вариантов представления необходимых данных, для управления бизнесом, может быть сколь угодно большое количество – все зависит от потребностей заказчика и фантазии исполнителя.
Какие-то dashboard должны работать в режиме online, какие-то – в режиме предоставления отчетов. Главное, чтобы это были реальные инструменты, на основании которых можно принимать управленческие решения, а не просто красивый набор графиков и таблиц.