Как убедить собственника, что расходы на финансиста меньше потерь при работе «вслепую»? - ФинПризма - Сопровождение финансов общепита

Как убедить собственника, что расходы на финансиста меньше потерь при работе «вслепую»?

Вообще говоря, аргументов масса – какие-то очевидны, о других многие даже и не подозревают. Но собственника убедить может, видимо, только то, что покажет: работа финансиста не только окупает затраты на такую штатную единицу, а еще и дает дополнительную прибыль.

И не только прибыль (имеем ввиду финансовый результат, посчитанный методом начисления), но и плюс к денежному потоку. То есть, иными словами, сэкономит и приумножит. А вот где и как конкретно?

На управлении складскими запасами.

При всем уважении к коллегам-кладовщикам, аналитика работы склада, как правило, не их «конек». Оно и понятно – забот достаточное количество и аналитика, как правило, сводится к вопросу «много осталось на складе или мало». К тому же, по большинству позиций, заказы идут не от кладовщика, а от подразделений. А там информации вообще зачастую никакой нет. Вот и получается: когда пусто, а когда и густо. В смысле затоваривая складов. А затоваривание – это замороженные денежные средства.

Чем может помощь финансист? Контроль затоваривания и оборачиваемости. Согласование возможности закупки, основанной на аналитике по складу.

Кстати, с вопросом, в том числе, и закупок, связан тесно вопрос расчетов, вернее управление расчетами. Это то, про что так часто любят рассказывать на все возможных мастер-классах и семинарах. 

Речь о кассовых разрывах.

Управление расчетами может быть построено грамотно, если платежный календарь ведется постоянно, с учетом всех вводных по договорной базе и обязательствам по оплатам зарплаты, налогов и проч. Избегая просрочек по платежам контрагентам, предприятие не только не рискует получить штрафные санкции, но и сохраняет свой имидж надежного партнера, оплачивающего свою задолженность в срок и в полном объеме, что, в том числе, может быть использовано для получения преференций по ценам или срокам отсрочки платежа.

Про вовремя уплаченные налоги и зарплату все очевидно. Задержка по налогам – это пени и внимание налоговой инспекции. Не вовремя выплаченная зарплата – возможные жалобы сотрудников в трудовую инспекцию со всеми, как говорят, «вытекающими».

Чем может помощь финансист? Непрерывное и эффективное ведение платежного календаря, правильно просчитанного. Даже если кассовый разрыв неизбежен, собственник узнает об это не по факту, а заранее и, следовательно, может предпринять необходимые меры поддержки или урегулирования вопросов «на высшем уровне».

Выявления фактов недоверия – еще одна из сторон работы финансиста.

О воровстве говорят много. Много и способов выявления таких фактов. Как, кого и в какой момент ловить сказано не мало. Камеры, усиленная охрана и так далее.

Но не менее важен вопрос учета, который, разложенный в определенных аналитических срезах, может явно показать: «вот здесь не все в порядке». Например, такие, казалось бы, банальные вещи, как хозтовары и расходные материалы – кто особо обращает внимание на объем закупки? Не надо «экономить на спичках»! А если проанализировать внимательно, выясняется, что месячным расходом тряпок можно застелить весь зал в два слоя, а ТБ расходуется в таких масштабах, что видимо весь район ходит в заведение совсем не за теми услугами, ради которых открывался бизнес.

О таких вещах, характерных, для предприятий общепита, как «возьму себе домой пару гастроемкостей» (кухня), или «какой красивый набор соль-перец – возьму на подарок друзьям» (зал), или «ручников на складе полно – возьму домой несколько – авось пригодится», или «…» говорить и не приходится. К сожалению, до сих пор, многие рассуждают по принципу: «ничего – у предприятия не убудет».

Выявляются такие потери путем регулярных инвентаризаций с обязательным последующим анализом. Далее – особые вводные для службы охраны и других соответствующих сотрудников.

Чем может помочь финансист? Построение грамотной системы учета ТМЦ и ОС, регламент по проведению инвентаризаций, анализ результатов объемов закупки и выбытия.

Выше перечислены всего три среза в работе практически любого производственного предприятия, где, как кажется, собственнику должно быть очевидно: уровень потерь, которые могут быть исключены превышает уровень затрат на зарплату финансиста в штате. Другое дело, что многие собственники считают, что все эти истории не про их бизнес. Но это, к сожалению, часто заблуждение.

На самом деле, финансист может дать бизнесу значительно больше.

Подсчет реального финансового результата, оптимизация бизнеса через управление по средством финансовых показателей, перспективное планирование, как операционной деятельности, так и развития, бюджетирование с контролем исполнения бюджетов и многое другое.

Одна проблема. Показать выгоды можно на цифрах. Посчитать цифры можно погрузившись в деятельность предприятия. Погрузиться в деятельность значит начать полноценное сотрудничество. Начать полноценное сотрудничество можно показав выгоды.

Замкнутый круг? И «да» и «нет».

«Да» – для тех, кто привык работать «вслепую», «наугад», кому кажется, что «все и так в порядке», а то, что «порой проблемы – так это же бизнес…».

«Нет» – для тех, кто хочет использовать все возможности для оптимизации бизнеса, выходить на новый уровень, получать лучший финансовый результат.

24 марта 2022 г.
 

Высказано частное мнение автора, основанное на профессиональном опыте.

Картинка - коллаж на кадр из фильма «Карнавальная ночь» (реж. Рязанов Э., 1956 г., Мосфильм) создан на сервисе https://www.meme-arsenal.com/