Эффективность или результативность? - ФинПризма - Сопровождение финансов общепита

Эффективность или результативность?

Поговорим о природе двух видов показателей – показателей эффективности и показателей результативности.

Суть разницы в том, что результативность – это показатели неких итогов деятельности, выраженные в абсолютном выражении, а эффективности в относительном.

Результативность – это некие итоги, например, в штуках (продали столько-то порций определенного блюда), человеках (проходимость гостей была такая-то), рублях (выручка, прибыль) и так далее.

Эффективность – это уже соотношение результата к ресурсам, которые пришлось затратить на получение такового. Например, средний чек или выручка на сотрудника.

Объем результатов говорит о масштабе деятельности. Эффективность о том, какой ценой результат был получен.

Что же должно служить критерием оценки работы бизнеса?

Попробуем порассуждать на условном примере (если Вы читаете эту заметку на смартфоне, сориентируйте ваше устройство горизонтально, чтобы видеть таблицу ниже более корректно).

Показатель

Год А

Год Б

Выручка

1 000 000 руб.

1 350 000 руб.

Чистая прибыль

200 000 руб.

250 000 руб.

Рентабельность

20 %

19 %

Дивиденды

80 000 руб.

120 000 руб.

Дивиденды к выручке

8%

9 %

В таблице показаны условные значения пяти показателей. Выручка, чистая прибыль и дивиденды – это показатели результативности, рентабельность и отношение дивидендов к выручке – показатели эффективности.

Сравним результаты работы двух лет глазами собственника.

В плане результативности все отлично – все показатели показывают рост: выручка на 30%, прибыль на 25%, а выплаченные дивиденды аж на 50%.

К сожалению, у многих собственников от такой картины может случиться «головокружение от успехов». Что видит собственник?

Прежде всего, что смог «положить в карман» по результатам работы в году Б в 1,5 раза больше чем по результатам в году А. Но, можно ли исходя из этого судить о том, насколько лучше результат года Б, чем года А? Стоит вспомнить, что дивиденды, хоть и есть часть распределения чистой прибыли, но объем таковых определяется не строгой финансовой формулой, а решением, как и в каких долях эта чистая прибыль будет распределяться. Получается, что судить по этому показателю о том хорошо сработали или нет, нельзя.

Зная по опыту работе в общепите, следующий показатель на который будет смотреть большинство собственников – это выручка. Рост на 30% – отличный результат! Казалось бы, бизнес развивается, масштабы растут. Но вот только нужен ли такой рост, или вернее сказать, оправдан ли? Увеличение выручки в любом бизнесе – это всегда одна из целей, которая ставиться прежде всего, порой не взирая ни на что (кстати, читайте по этому поводу мою заметку: «Борьба. Бескомпромиссная и беспощадная! А за то ли?»). А вот насколько эффективно такое увеличение?

Вот здесь и вступают в дело показатели эффективности – в нашем примере – это рентабельность. Видно, что для достижения роста выручки на 30% пришлось затратить относительно больше ресурсов, чем если бы выручка осталась на уровне года А. Это следует из того, что рентабельность сократилась на скромный 1%, но все-таки сократилась!

Так как можно все-таки оценить: лучше сработали в году А или в году Б?

Не углубляясь в теорию экономики и финансов – конечно лучше. Масштаб бизнеса растет, о чем явно свидетельствует рост выручки, собственник заработал больше (а для чего же еще бизнес затевается как не для того, чтобы зарабатывать?).

А с экономической точки зрения – скорее нет. Потому что показатели эффективности говорят об обратном. Кроме того, рост бизнеса влечет за собой еще как рост проблемы управляемости, так и что очень важно, проблемы зависимости от рынка. Считается, что переход от показателей результативности к показателям эффективности – обязательное условие для развития бизнеса при жесткой конкуренции и плохой экономической ситуации.

Целью собственников бизнеса должно быть повышение эффективности.

На жестко конкурентом рынке представляется правильным стратегия: сначала сделать бизнес максимально эффективным – затем масштабным. Четко налаженные бизнес процессы, отлаженная финансовая составляющая бизнеса, выстроенный сервис – все это влияет, в итоге, на эффективность.

И измерять практически все можно в показателях эффективности. Что толку, что увеличивается гостевой поток, если средний чек падает? Что толку, если растет выручка при росте foodcost в %?

Хотя, конечно, как было показано выше – и показателям результативности тоже необходимо отдавать должное.

Определить для конкретного бизнеса набор и показателей результативности и показателей эффективности, следить за значениями которых в совокупности и, главное, посредством которых управлять бизнесом – такую задачу нужно ставить и исполнять на любом предприятии.

 
24 февраля 2022 г.
 

Высказано частное мнение автора, основанное на профессиональном опыте.

Коллаж на основании картинки отсюда: https://pixabay.com/ (автор: blende12)