Почему бухгалтер не финансист? - ФинПризма - Сопровождение финансов общепита

Почему бухгалтер не финансист?

Бухгалтер – профессия уважаемая и сложная. Но, к сожалению, у многих складывается представление, что работа бухгалтера сводится к «щелканью в 1С» и нечастным, невнятным поездкам в налоговую или пенсионный фонд.

Такой взгляд сформировался в основном от того, что нефинансовые работники не понимают сути профессии бухгалтера. И если обычному работнику это, так сказать, простительно, то вот руководящем составу – увы… И вот из-за этого самого непонимания и возникает желание нагрузить бухгалтера задачами, которые он решать не должен.

Самый распространённый случай – поручить бухгалтеру ведение управленческого учета.

К сожалению, в 99% случаев такой подход не может дать желаемого результата. Причин тут несколько.

Дело в том, что подход к ведению управленческого и бухгалтерского учета совершенно разный. Бухучет предполагает соблюдение довольно строгих правил и требований; управленческий учет – это, во многом, творчество. Конечно, у этого творчества тоже есть правила, но правила эти не регламентированы законами и специальными инструкциями.

С помощью и бухгалтерского и управленческого учета отражаются хозяйственные операции деятельности предприятия. Но принципиальная разница состоит в том, что операция бухучета должна быть понятна надзорным органам и аудиторам, и может нести агрегированный характер. Финансист же «разбирает по косточкам». Небольшой пример. По счету оплатили контрагенту покупку миксера, пяти наборов разделочных досок и пяти менажниц. Для бухгалтера – это просто оплата со статьей ДДС «Платежи по текущим операциям». А для финансиста – статьи ДДС «Оборудование кухни и бара», «Малоценка и инвентарь кухни и бара» и «Посуда гостевая». Смысл примера таков. Бухгалтер видит операцию «оплата», абсолютно верно интерпретирует и отражает. Финансист видит базу для будущей аналитики.

Дело тут, думается в том, что у финансиста и бухгалтера, разная, так сказать, ментальность.

Бухгалтер будет прежде всего думать о правильности отражения и влиянии на налоговую базу. Финансист о том, как использовать для аналитики и возможных дальнейших выводов, которые аналитика эта может дать.

Ни в коем случае не имеется ввиду, что бухгалтер действует только по заданный правилам, а если какая-то ситуация под известные ему правила не попадает, то просто ищет ответ в ПБУ или практике коллег. Если было все так просто и очевидно, то появились бы не бухгалтерские программы, а электронные бухгалтера. (Кстати, забавно видеть некоторые списки профессий, которые в ближайшем будущем полностью будет отданы компьютерам – профессия бухгалтера там встречается часто. Сразу видно, что составители не понимают сути бухгалтерской профессии).

Бухгалтеру приходится также, как и в любой, наверное, профессии решать нестандартные задачи, но вот результат, к которому стремиться бухгалтер совсем не тот же самый к которому стремиться финансист.

Еще одно различие – горизонт цели.

Бухгалтер «живет» циклом год. Закрыт годовой баланс, отчетность сдана, налоги перечислены, аудит пройден. Все! Можно начинать «с нового листа». Ну конечно, могут случиться, так называемые, события после отчетной даты или проверка налоговой нагрянуть, но это уж как случиться… А так: новый год – новая «жизнь».

Финансист дело иное. В динамике постоянно идет сравнение с предыдущими периодами. Анализируется: вот тут компания приняла такое-то решение – что получилось в итоге? Или планирование. Это сугубо прерогатива финансиста. Единственное, наверное, что может пытаться планировать бухгалтер – это налог. (Многие тут могут сказать: «так это же главное!!!» На самом деле важное, но не главное. Но эта заметка не про это). Составить грамотный финансовый план – тут нужны иные навыки, нежели те, которыми обладает бухгалтер.

Так к чему эта заметка?

Да к тому, что приходилось на практике видеть, как даже при понимании того, что бизнесу необходимо то, что делает финансист, пытаются заменить финансиста бухгалтером. Даже не заменить, а вменить бухгалтеру совмещение обязанностей. Экономия такая.

На самом же деле – псевдоэкономия. Бухгалтер перестает выполнять должным образом свою работу, и работу финансиста выполнить должным образом не в состоянии.

Если есть понимание, что финансист бизнесу необходим (что в общем то, очевидно – это неоднократно показывалось в этих Полезных заметках) – не нужно «экономить на спичках» – нужно брать в штат соответствующего профессионала. Или привлекать аутсорсинг.

03 апреля 2023 г.
 

Высказано частное мнение автора, основанное на профессиональном опыте.

Картинка отсюда: https://pixabay.com/ автор Peggy_Marco