Корректировка бюджета ДДС – не делайте переброски между статьями. - ФинПризма - Сопровождение финансов общепита

Корректировка бюджета ДДС – не делайте переброски между статьями.

Рассмотрим эту, прямо скажем, проблему на примере бюджета ДДС – именно при работе с этим бюджетом чаще всего происходит переброска между статьями.

Речь идет о том, что в уже утвержденном бюджете, когда по некоторым статьям расходов бюджет уже практически исчерпан, начинают увеличивать суммы за счет стаей, у которых запас бюджета еще достаточно велик или пока не использовался вовсе.

Объяснение, как правило, довольно простое и у всех почти одинаковое: на общую сумму бюджета такие переброски не влияют.

Представляется, что соглашаться с таким подходом не стоит.

Разумеется, если бюджетирование на предприятии используется не для галочки, а для реального управления. Проиллюстрируем.

Часто, на предприятиях, ведущих и производственную и сбытовую деятельность одновременно, например, на предприятиях общепита, достаточно много закупается различных товарно-материальных ценностей общехозяйственного направления: химия, расходные материалы для производства и обслуживания, канцелярские товары и тому подобное. Вне зависимости от того, каким образом бюджетируются данные платежи – одной крупной статьей (назовем таковую условно «Хозтовары и расходные материалы»), или с разбивкой на подстатьи, общая сумма таких расходов всегда предмет не только для пристального внимания топ-управленцев и собственников (с их точки зрения – не профильные это платежи, не сырье ведь!), но и в первую очередь подвергающиеся жесткому секвестру в момент согласования бюджета (« – ну куда столько тряпок – вы что едите их???»).

Но жизнь, как известно, шире цифр. И поэтому, когда в принтерах кончается бумага, а на столах салфетки – закупка все равно будет осуществлена – есть запас бюджета или нет. Потому как, предприятие, конечно не остановиться, но функционировать нормально не сможет.

Тогда, чтобы «все было красиво» берут какую-нибудь другую статью бюджета, ну, к примеру, «Услуги сторонних организаций прочие» и необходимую сумму перебрасывают на «Хозтовары и расходные материалы».

Получается, что статьи бюджета не неприкосновенны.

А это, в свою очередь, уже говорит, как минимум, о двух негативных моментах.

Во-первых – это манипуляция, что понятно, применительно к финансовой составляющей бизнеса (разумеется, не только к таковой, но тут особенно!) недопустимо.

Во-вторых, это явный сигнал, что бюджет составляется, как говориться «пальцем в небо». Если сумма по «Хозтовары и расходные материалы» недозабюджетирована, значит не анализировался остаток соответствующих товаров на складе, а также оборачиваемость таковых. Не бралась в счет имеющаяся кредиторская задолженность. Если считается возможным «выдернуть» сумму бюджета из статьи «Услуги сторонних организаций прочие» (по этой статье как правило бюджетируются оплата разовых или редких услуги от контрагентов), значит не было четкого представления: под получение каких услуг закладывался бюджет статьи.

Бюджет должен составляться осмысленно, сумма по каждой статье платежей должна иметь под собой экономический смысл.

В этом смысле довольно просто бюджетируются статьи, оплаты по которым строго определяются условиями договоров: аренда, охрана, оплата по фиксированным тарифам за интернет и связь и т.п. Закупку сырья можно привязать к сумме выручки из БДР, параллельно ориентируясь на приемлемый уровень себестоимости, имеющийся товарный остаток (и необходимость подержания запасов), а также кредиторскую задолженность. Статьи типа «Хозяйственные товары и расходные материалы» бюджетируются, отчасти, похожим образом: исходя из нормирования расходов, значений соответствующих статей в БДР, остатков на складе и кредиторской задолженности. Разовые платежи в периоде также должны нести под собой четкое обоснование: например, проведение рекламной компании, приуроченной к некой праздничной дате.

Если придерживаться подобного подхода, то просто так взять и перебросить бюджет с одной статьи на другую просто будет невозможно.

Подобная переброска будет означать, что что-то, что было заложено в бюджете на обеспечение конкретных потребностей, теперь истребовано быть не может. Можно возразить – а если возникнет необходимость отказаться от чего-то в пользу чего-то другого? Бывают разные обстоятельства. Бюджет – это не закон, а лишь инструмент. Да, это так. Но тогда это должна быть регламентированная процедура, а не просто бездумная переброска цифр в бюджетной форме.

На крупных предприятиях такие процедуры исполняются по решению бюджетного комитета. На предприятиях среднего бизнеса, где бюджетного комитета может и не быть, правки в бюджет вносятся по согласованию с собственником или уполномоченным им лицом. Малый бизнес – тут процесс, так сказать, творческий и зависит от специфики управления и функционирования.

Главное, независимо от величины предприятия, чтобы решения о внесении изменений в бюджет до окончания срока исполнения, принимались взвешено и обосновано.

26 декабря 2022 г.
 

Высказано частное мнение автора, основанное на профессиональном опыте.

Коллаж на основе картинки отсюда: https://pixabay.com/ (автор: geralt)