Можно ли убедить собственника установить пропорции изъятия прибыли?
Изъятие прибыли, по сути, это выплаты денежных средств, которые признаются как бы уже не корпоративными, а личными.
Не корпоративными потому, что выплаты эти не идут на развитее этого конкретного предприятия. Таким образом реинвестирование изъятием считать не будем.
Не будем здесь и касаться распространенной, к сожалению практики, особенно в бизнесе общепита, когда собственник просто забирает из оборота денежные средства на том основании, что «ему надо». В общем это, как говорили в известной комедии: «Как его, валюнтаризьм!»
Рассмотрим два варианта изъятия: выплата дивидендов и вложения в сторонние проекты.
Периодичность и сроки выплаты дивидендов должны определяться в уставных документах. Установлено, что выплаты не предполагаются чаше чем раз в квартал и возможны после подсчета чистой прибыли. Это, так сказать, классический подход.
Если говорить об управленческом подходе, то изъятие, оформленное иным, нежели формальная выплата дивидендов способом, нужно в управленческом учете фиксировать именно как выплату дивидендов. Разговор, разумеется, не о каком-то уходе от налогов. Например, может быть такая ситуация: собственник принимает участие в благотворительности, но делает это не как физическое лицо, получившее дивиденды, заплатившее НДФЛ и перечислившее денежные средства в благотворительный фонд, а посредством перечисления средств с расчетного счета предприятия.
С вложениями в сторонние проекты, как правило, все четче и очевидней, поскольку сами факты таких вложений оформляются либо через покупку доли, либо через займ. Есть конечно моменты, которые могут ограничивать такие операции (не будем здесь вдаваться в подробности) – просто примем за факт, что, если денежные средства перечислены с расчетного счета по таким операциям – это изъятие прибыли.
Теперь непосредственно о пропорциях изъятия.
Важно донести до собственника, что изъятие более 100% чистой прибыли недопустимо.
Фактически это равнозначно пути к постепенному добровольному банкротству. В случае изъятия более 100% чистой прибыли неизбежно будет увеличиваться долговая нагрузка, что может привести к неспособности платить по обязательствам. И если вопрос только в поставщиках, с которыми можно договориться об увеличении отсрочек и тому подобном, то с банками и лизинговыми компаниями сделать это трудно – там разговор может идти о реструктуризации долгов, но кредитная история будет безнадежна испорчена.
Но как понять, насколько объем изъятия (в управленческом плане) приближается к возможному пороговому значению в том случае, когда изъятие происходит до момента подсчета чистой прибыли?
Первый, и я бы сказал, обязательный вариант – ежемесячный подсчет значения чистой прибыли. Чистая прибыль в балансе исчисляется нарастающим итогом с начала года. Соответственно сравнивая общий объем изъятий за определенное количество месяцев с объемом чистой прибыли за это же количество месяцев можно понять – был ли уже перебор. Если был – значит в следующем отчетном месяце делать изъятия больше нельзя, поскольку чистая прибыль может и уменьшится (если месяц будет отработан с убытком). Если перебора нет, то можно из динамики прироста чистой прибыли (с поправкой на сезонность и прочие значимые для контентного предприятия факторы) прикинуть какой объем изъятий можно произвести, не скатившись в будущем в перебор.
Второй вариант – установка ежемесячного лимита. Убедить собственника в том, чтобы он мог изымать объем не более определенного – задача, конечно не из легких, но аргумент тот же – изъятие более 100% чистой прибыли недопустимо. Вариант этот – более строгий. Потому, что при правильном применении практически гарантирует от скатывания в перебор и несет понятные и четкие ожидания для собственника – уровень ежемесячных изъятий известен и зафиксирован.
Разумеется, ежемесячный подсчет чистой прибыли необходим и для этого варианта. Во-первых, для возможного пересмотра лимита (как в большую, так и в меньшую сторону). Во-вторых, для корректировки текущего финансового плана.
Оба варианта похожи, но есть и принципиальное различие. При установлении лимита нужно взять за правило, что не изъятый вовремя лимит переходит в статус некоего резерва, изъять который можно только по результатам года. Можно пойти еще дальше – принять правило: разница между чистой прибылью и суммой изъятий и резерва остается в компании.
Есть и еще аргумент, который может помочь убедить собственника установить пропорции изъятия.
Аргумент этот и довольно прост и довольно сложен одновременно. Прост потому что это – финансовый план, из которого видно, как будет чувствовать себя бизнес при разных вариантах изъятия. А если уж подкрепить вариантами стресс-тестов, показывающих проблемы при волюнтаристском изъятии… Сложен же потому, что сделать такие модели не так-то просто – нужны знания в области финансов, умение делать модели.
Но самый простой с точки зрения учета и порядка вариант – это распределение чистой прибыли закрытого года. Тогда изначально известен объем, а уж если собственник может сказать, как, когда и в каком виде он планирует прибыль изымать – то это вообще радость для финансиста.
В жизни, к сожалению, такое случается редко.