Есть ли финансы в общепите?
С одной стороны, ответ на вопрос очевиден – в любом бизнесе есть финансовая составляющая. А с другой – сам вопрос вызывает у некоторых коллег по цеху иронию…
Собственно, подвинуло меня написать эту заметку вот что. Я периодически выступаю на площадке ГБУ Малый бизнес Москвы с темой «Финансы в общепите. С чего начать?». И вот давая анонс на недавнее такое выступление, я получил вот такой комментарий: «Можно уже закончить, финансов в общепите нет…»
Понимаю иронию коллеги. Действительно, в отрасли общественного питания крайне мало уделяется внимания финансовой составляющей бизнеса. И это не просто факт – это крайне печальный факт.
Но все ли так печально, как кажется на первый взгляд? Давайте подумаем – из чего состоит эта самая финансовая составляющая?
Бухгалтерия.
Даже если предприятие работает как ИП, все равно нужно считать и платить налоги и прочие отчисления, сдавать декларацию. Если организационная форма ООО – необходимо полноценное ведение бухгалтерского учета со всеми, как говориться, вытекающими.
Учет денежных средств.
Тут – no comments. Такой учет ведут абсолютно все. Поэтому то, в том числе, отчет о движении денежных средств, в самых различных его представлениях, так любим всеми.
Складской учет.
Встречал я в своей практике предприятия, которые практически такой учет не вели, или вернее сказать, вели кое как, но не по причине того, что не считали это необходимым, а просто не умели правильно (кстати, поэтому в том числе и обратились ко мне за помощью в настройке процессов). Но в целом картина, конечно, не такая – есть понимание что товары (в самом широком смысле) – это те же деньги, просто не в виде купюр или электронных записей в банке, а во вполне осязаемых плитах-стульях-капусте-водке-и-так-далее. И собственник желает знать – как денежные средства конвертируются в товары и какова «жизнь» этих товаров в рамках его бизнеса. Тут мне могут возразить – мол многие «на коленке» считают, кое-как. Но ведь считают.
Производственный учет.
С этим сложнее. Все знают, как это важно, но не все в состоянии это осилить. Нужно специализированное программное обеспечение (хотя я видел, как люди в Excel такие вещи считать пытаются). Но главное нужен специалист, который умеет вести производственный учет профессионально – говорю о бухгалтере-калькуляторе. Очень востребованные специалисты, и, казалось бы – вот она ниша для профессиональной самореализации, но почему-то «днем с огнем» не сыщешь. Я, разумеется, имею ввиду настоящих профи, а не тех, кто по принципу «а что там сложного». Учитывая то, что предприятие общественного питания – это предприятие с многокомпонентным производством и мгновенной последующей реализацией, ведение такого учета становится просто обязательным.
Управленческий учет.
В самом широком смысле слова, таковой ведется почти везде. Вернее – отдельные разделы. Обычно смотрят на выручку, средний чек, проходимость, топ-продаж блюд. И даже если это просто корнер, который продает кофе и покупаемую на стороне выпечку – и там считают сколько чего продается, чтобы сделать соответствующие заказы «на завтра». И пусть это лишь малая часть того, что на самом деле есть управленческий учет, но факт остается фактом.
Думаю, нет смысла далее развивать аргументацию.
Если на предприятии общепита есть то, о чем я написал выше, то и финансовая составляющая бизнеса есть.
Другой вопрос – в каком состоянии? А состояние, как я уже отмечал, к сожалению, плачевное, но это же не значит, что «можно уже закончить…». Как раз – нужно начинать. Начинать выстраивать финансовую составляющую как систему, как инструмент, который даст возможность управлять бизнесом не по наитию, а на основании четкой, понятной и объективной информации.