Тоже ТМЦ.
Как правило под ТМЦ подразумевают что-то действительно ценное (о точном определении, которое может дать финансовый работник, не говорю). Что же это в случае предприятия общественного питания?
Например – мебель, посуда, униформа, элементы декора и производства (основные средства, разумеется, оставляем за скобками).
А вот что касается всякой «мелочи» – все это считается не совсем «ценным».
В общем то, в это есть доля правды – ведь даже есть такое понятие «малоценка». В категорию эту, как правило относят, различные гастроемкости, ножи, разделочные доски и тому подобный инвентарь, используемый на производстве. Подразумевается здесь, что эта категория активов имеет не только действительно малую стоимость, но малый срок полезного использования.
Другая категория – всеми любимые «хозы» – хозяйственные товары. В управленческом учете, как правило, наблюдается два подхода отнесения активов к этой категории. Первый состоит в том, что очень любят «мельчить». Вместо объединяющего понятия «Хозяйственные товары» используют «средства для уборки», «средства гигиены для персонала», «средства гигиены для гостей» и т.д. Кстати, потому же принципу, мельчат и для расходных материалов: «расходные материалы для кухни», «расходные материалы для бара», «скобяные изделия», «топливо» и т.д. Противоположный подход – укрупнение. Заводят статью «Хозяйственные и расходные материалы», куда относят все, что, исходя из здравого смысла можно туда отнести.
Отдельно выделяют категорию «инвентарь». Сюда относят различный инструмент для инженерного обслуживания, уборки и т.п. Иногда туже малоценку считают как инвентарь производства. Статья эта примечательна еще и тем, что относят к ней активы, которые «ценным» назвать вроде как «язык не поворачивается», но и к хозтоварам и расходным материалам отнести по смыслу никак нельзя.
Единица каждой из этих категорий действительно, как правило, имеет малую стоимость. Но это лишь «единица».
Если четко и правильно посчитать сколько предприятие вынуждено тратить, обновляя ассортимент таких позиций, то становиться очевидным, что «ценность» присутствует и еще какая.
Можно посчитать и приблизительно – этот приблизительный подход скорее всего подвигнет уже к более точному и детализированному анализу. Необходимо все платежи в периоде разбить на закупку сырья, оплату услуг (включая аренду), оплату труда и прочее. Для простоты считаем, что налоговых, долговых и подобных таковым выплат в периоде нет. Тогда получается, что «прочее» – это закупка ОС и ТМЦ. ОС, как правило, выделить легко. Значит все остальное – платежи за ТМЦ. Порядок доли таких платежей в сумме всех платежей в периоде, скорее всего будет приличным. Выделив же оплату того, что считается «ценным», в остатке получиться сумма оплат «не ценных» ТМЦ.
По опыту: руководство и собственники тех предприятий, которые делают такую аналитику впервые, бывают неприятно удивлены увиденными суммами.
Кажется, мелочи: тряпки, ТБ, фольга и прочие зубочистки – это же все такая «ерунда» – разве может столько денег уходить на «это»? Оказывается – вполне. И вот тут, как правило, принимается не верное решение – закупку таких активов максимально сократить!
Неверно такое решение потому, что: а) возможно такой объем закупки действительно необходим и б) оценивать масштаб только по денежному потоку нельзя. Необходима, прежде всего инвентаризация склада. После этого, а вернее, совместно с этим, нужно проанализировать расходование этих категорий ТМЦ. Остатки по складу должны показать, насколько действительно оправданы новые закупки, а анализ расходов покажет реальную картину по использованию.
Что толку видеть, что предприятие тратит Х рублей в месяц на закупку салфеток. Этот Х нужно соотнести с Y, который списывается на расходы, т.е. реально используется. И вот видя этот Y уже можно примерно понять – а вообще, может ли столько салфеток быть использовано за период или получается по пачке в день на каждого гостя? Если сумма Y вполне реальна, то соотнесение с Х может дать ответы на важные вопросы. Х и Y сопоставимы – значит, что нет роста остатка на складе, т.е. денежные средства не замораживаются. Х > Y – закупается больше чем необходимо – зачем? Y > Х – возможно есть запас, который расходуется, но не пора ли пополнить этот запас?
Получается, что за объемом «не совсем ТМЦ» нужно не только следить, но и управляя этим объемом можно влиять на финансовый результат. И речь, как видно, не просто о банальном «давайте экономить», но о взвешенном подходе.
А раз такой подход необходим, значит, все-таки, ценность присутствует, не правда ли?