Как убедить собственника, что расходы на финансиста меньше потерь при работе «вслепую»?
Вообще говоря, аргументов масса – какие-то очевидны, о других многие даже и не подозревают. Но собственника убедить может, видимо, только то, что покажет: работа финансиста не только окупает затраты на такую штатную единицу, а еще и дает дополнительную прибыль.
И не только прибыль (имеем ввиду финансовый результат, посчитанный методом начисления), но и плюс к денежному потоку. То есть, иными словами, сэкономит и приумножит. А вот где и как конкретно?
На управлении складскими запасами.
При всем уважении к коллегам-кладовщикам, аналитика работы склада, как правило, не их «конек». Оно и понятно – забот достаточное количество и аналитика, как правило, сводится к вопросу «много осталось на складе или мало». К тому же, по большинству позиций, заказы идут не от кладовщика, а от подразделений. А там информации вообще зачастую никакой нет. Вот и получается: когда пусто, а когда и густо. В смысле затоваривая складов. А затоваривание – это замороженные денежные средства.
Чем может помощь финансист? Контроль затоваривания и оборачиваемости. Согласование возможности закупки, основанной на аналитике по складу.
Кстати, с вопросом, в том числе, и закупок, связан тесно вопрос расчетов, вернее управление расчетами. Это то, про что так часто любят рассказывать на все возможных мастер-классах и семинарах.
Речь о кассовых разрывах.
Управление расчетами может быть построено грамотно, если платежный календарь ведется постоянно, с учетом всех вводных по договорной базе и обязательствам по оплатам зарплаты, налогов и проч. Избегая просрочек по платежам контрагентам, предприятие не только не рискует получить штрафные санкции, но и сохраняет свой имидж надежного партнера, оплачивающего свою задолженность в срок и в полном объеме, что, в том числе, может быть использовано для получения преференций по ценам или срокам отсрочки платежа.
Про вовремя уплаченные налоги и зарплату все очевидно. Задержка по налогам – это пени и внимание налоговой инспекции. Не вовремя выплаченная зарплата – возможные жалобы сотрудников в трудовую инспекцию со всеми, как говорят, «вытекающими».
Чем может помощь финансист? Непрерывное и эффективное ведение платежного календаря, правильно просчитанного. Даже если кассовый разрыв неизбежен, собственник узнает об это не по факту, а заранее и, следовательно, может предпринять необходимые меры поддержки или урегулирования вопросов «на высшем уровне».
Выявления фактов недоверия – еще одна из сторон работы финансиста.
О воровстве говорят много. Много и способов выявления таких фактов. Как, кого и в какой момент ловить сказано не мало. Камеры, усиленная охрана и так далее.
Но не менее важен вопрос учета, который, разложенный в определенных аналитических срезах, может явно показать: «вот здесь не все в порядке». Например, такие, казалось бы, банальные вещи, как хозтовары и расходные материалы – кто особо обращает внимание на объем закупки? Не надо «экономить на спичках»! А если проанализировать внимательно, выясняется, что месячным расходом тряпок можно застелить весь зал в два слоя, а ТБ расходуется в таких масштабах, что видимо весь район ходит в заведение совсем не за теми услугами, ради которых открывался бизнес.
О таких вещах, характерных, для предприятий общепита, как «возьму себе домой пару гастроемкостей» (кухня), или «какой красивый набор соль-перец – возьму на подарок друзьям» (зал), или «ручников на складе полно – возьму домой несколько – авось пригодится», или «…» говорить и не приходится. К сожалению, до сих пор, многие рассуждают по принципу: «ничего – у предприятия не убудет».
Выявляются такие потери путем регулярных инвентаризаций с обязательным последующим анализом. Далее – особые вводные для службы охраны и других соответствующих сотрудников.
Чем может помочь финансист? Построение грамотной системы учета ТМЦ и ОС, регламент по проведению инвентаризаций, анализ результатов объемов закупки и выбытия.
Выше перечислены всего три среза в работе практически любого производственного предприятия, где, как кажется, собственнику должно быть очевидно: уровень потерь, которые могут быть исключены превышает уровень затрат на зарплату финансиста в штате. Другое дело, что многие собственники считают, что все эти истории не про их бизнес. Но это, к сожалению, часто заблуждение.
На самом деле, финансист может дать бизнесу значительно больше.
Подсчет реального финансового результата, оптимизация бизнеса через управление по средством финансовых показателей, перспективное планирование, как операционной деятельности, так и развития, бюджетирование с контролем исполнения бюджетов и многое другое.
Одна проблема. Показать выгоды можно на цифрах. Посчитать цифры можно погрузившись в деятельность предприятия. Погрузиться в деятельность значит начать полноценное сотрудничество. Начать полноценное сотрудничество можно показав выгоды.
Замкнутый круг? И «да» и «нет».
«Да» – для тех, кто привык работать «вслепую», «наугад», кому кажется, что «все и так в порядке», а то, что «порой проблемы – так это же бизнес…».
«Нет» – для тех, кто хочет использовать все возможности для оптимизации бизнеса, выходить на новый уровень, получать лучший финансовый результат.