Можно ли убедить собственника установить пропорции изъятия прибыли? - ФинПризма - Сопровождение финансов общепита

Можно ли убедить собственника установить пропорции изъятия прибыли?

Изъятие прибыли, по сути, это выплаты денежных средств, которые признаются как бы уже не корпоративными, а личными.

Не корпоративными потому, что выплаты эти не идут на развитее этого конкретного предприятия. Таким образом реинвестирование изъятием считать не будем.

Не будем здесь и касаться распространенной, к сожалению практики, особенно в бизнесе общепита, когда собственник просто забирает из оборота денежные средства на том основании, что «ему надо». В общем это, как говорили в известной комедии: «Как его, валюнтаризьм!»

Рассмотрим два варианта изъятия: выплата дивидендов и вложения в сторонние проекты.

Периодичность и сроки выплаты дивидендов должны определяться в уставных документах. Установлено, что выплаты не предполагаются чаше чем раз в квартал и возможны после подсчета чистой прибыли. Это, так сказать, классический подход.

Если говорить об управленческом подходе, то изъятие, оформленное иным, нежели формальная выплата дивидендов способом, нужно в управленческом учете фиксировать именно как выплату дивидендов. Разговор, разумеется, не о каком-то уходе от налогов. Например, может быть такая ситуация: собственник принимает участие в благотворительности, но делает это не как физическое лицо, получившее дивиденды, заплатившее НДФЛ и перечислившее денежные средства в благотворительный фонд, а посредством перечисления средств с расчетного счета предприятия.

С вложениями в сторонние проекты, как правило, все четче и очевидней, поскольку сами факты таких вложений оформляются либо через покупку доли, либо через займ. Есть конечно моменты, которые могут ограничивать такие операции (не будем здесь вдаваться в подробности) – просто примем за факт, что, если денежные средства перечислены с расчетного счета по таким операциям – это изъятие прибыли.

Теперь непосредственно о пропорциях изъятия.

Важно донести до собственника, что изъятие более 100% чистой прибыли недопустимо.

Фактически это равнозначно пути к постепенному добровольному банкротству. В случае изъятия более 100% чистой прибыли неизбежно будет увеличиваться долговая нагрузка, что может привести к неспособности платить по обязательствам. И если вопрос только в поставщиках, с которыми можно договориться об увеличении отсрочек и тому подобном, то с банками и лизинговыми компаниями сделать это трудно – там разговор может идти о реструктуризации долгов, но кредитная история будет безнадежна испорчена.

Но как понять, насколько объем изъятия (в управленческом плане) приближается к возможному пороговому значению в том случае, когда изъятие происходит до момента подсчета чистой прибыли?

Первый, и я бы сказал, обязательный вариант – ежемесячный подсчет значения чистой прибыли. Чистая прибыль в балансе исчисляется нарастающим итогом с начала года. Соответственно сравнивая общий объем изъятий за определенное количество месяцев с объемом чистой прибыли за это же количество месяцев можно понять – был ли уже перебор. Если был – значит в следующем отчетном месяце делать изъятия больше нельзя, поскольку чистая прибыль может и уменьшится (если месяц будет отработан с убытком). Если перебора нет, то можно из динамики прироста чистой прибыли (с поправкой на сезонность и прочие значимые для контентного предприятия факторы) прикинуть какой объем изъятий можно произвести, не скатившись в будущем в перебор.

Второй вариант – установка ежемесячного лимита. Убедить собственника в том, чтобы он мог изымать объем не более определенного – задача, конечно не из легких, но аргумент тот же – изъятие более 100% чистой прибыли недопустимо. Вариант этот – более строгий. Потому, что при правильном применении практически гарантирует от скатывания в перебор и несет понятные и четкие ожидания для собственника – уровень ежемесячных изъятий известен и зафиксирован.

Разумеется, ежемесячный подсчет чистой прибыли необходим и для этого варианта. Во-первых, для возможного пересмотра лимита (как в большую, так и в меньшую сторону). Во-вторых, для корректировки текущего финансового плана.

Оба варианта похожи, но есть и принципиальное различие. При установлении лимита нужно взять за правило, что не изъятый вовремя лимит переходит в статус некоего резерва, изъять который можно только по результатам года. Можно пойти еще дальше – принять правило: разница между чистой прибылью и суммой изъятий и резерва остается в компании.

Есть и еще аргумент, который может помочь убедить собственника установить пропорции изъятия.

Аргумент этот и довольно прост и довольно сложен одновременно. Прост потому что это – финансовый план, из которого видно, как будет чувствовать себя бизнес при разных вариантах изъятия. А если уж подкрепить вариантами стресс-тестов, показывающих проблемы при волюнтаристском изъятии… Сложен же потому, что сделать такие модели не так-то просто – нужны знания в области финансов, умение делать модели.

Но самый простой с точки зрения учета и порядка вариант – это распределение чистой прибыли закрытого года. Тогда изначально известен объем, а уж если собственник может сказать, как, когда и в каком виде он планирует прибыль изымать – то это вообще радость для финансиста.

В жизни, к сожалению, такое случается редко.

 
04 февраля 2022 г.
 

Высказано частное мнение автора, основанное на профессиональном опыте.

Коллаж на кадр из фильма «Красная жара» (реж. Уолтер Хилл, 1988 г., США) создан на сервисе https://www.meme-arsenal.com/