Любимый вопрос собственника.
Результаты работы, которым собственник измеряет успешность – это, конечно, полученные дивиденды. Вот почему вопрос про деньги, вернее про то, где таковые.
И чтобы разобраться как верно дать ответ, и можно ли вообще дать ответ, нужно понимание – поставлен ли на предприятии управленческий учет или нет.
Почему именно управленческий, а не просто бухгалтерский? Ведь дивиденды зависят от чистой прибыли, а показатель этот рассчитывается по данным бухгалтерского учета. Ну хотя бы потому, что часть, скажем так, настоящих дивидендов можно выразить и по-другому – например, рассматривать вложения в другие проекты операционными деньгами как вложение «полученных» дивидендов. Но речь в этой заметке не об этом. Просто примем за факт – опираемся на управленческий учет.
Итак, случай, к сожалению, обычный – управленческого учета в полном объеме нет. Вернее, как правило какой-то учет есть, но группа главных отчетов – CF, P&L, Balance и отчет о связи ЧП и ЧДП – либо отсутствует, либо не полная.
Это – тяжелый случай.
Тяжел таковой тем, что на вопрос собственника «Где мои деньги?» ответ дать практически невозможно. Ошибочно полагать, что, показав CF, можно просто объяснить: вот наши платежи – туда и ушли деньги. Нужно понимать – когда собственник задает такой вопрос он не имеет ввиду «куда вы потратили деньги?». Имеется ввиду «где мои дивиденды?» или попросту «почему нет дивидендов?» или «почему так мало дивидендов?».
Можно объяснять зачем, почему и по чьему распоряжению было потрачена та или иная сумма. Когда идет «разбор полетов» то, что казалось «тогда» целесообразным, «сейчас» кажется излишним тратами. Или та цена, что была «тогда», казалась приемлемой, а «сейчас» запредельной.
Происходит это не только от завышенных ожиданий собственника. Ожидания могут быть вполне себе нормальными, но владелец бизнеса видит, что предприятие работает, выручка есть, все что-то делают, процессы какие-то вокруг происходят, а «выхлопа» нет. И за любимым вопросом следует другие: объясните, уважаемые управленцы, почему так? Что сделано чтобы было не так? И так далее.
Но если не поставлена финансовая составляющая бизнеса – ответов не будет.
Будут предположения, объяснения из серии «делали все возможное» и тому подобное. Кстати, возможно и делали, но подкрепить позицию, показать на цифрах возможности нет. В общем: собственник в гневе, управленцы имеют бледный вид.
А что же происходит если есть финансовая составляющая, есть упомянутые выше отчеты? Тут тоже может крыться проблема.
Собственник должен уметь читать отчетность.
Понимать, что чистый денежный поток – это не прибыль. Понимать, чем метод начисления отличается от кассового метода. Понимать, как читать баланс. В общем то для человека, способного организовать работающий бизнес, задача не сложная. Главное правильно объяснить и научить (далеко не каждый владеет даже основами финансов), а далее подобрать правильную детализацию отчетности, чтобы с одной стороны не перегружать цифрами и графиками, а с другой давать достаточное количество информации.
Но, поскольку не для финансиста поначалу все-таки не так просто привыкнуть к мысли, что чистый денежный поток (ЧДП) не есть чистая прибыль (ЧП), то очень важно наличие отчета, показывающего связь между этими двумя показателями.
По сути, отчет о связи ЧДП и ЧП показывает, как и какие денежные потоки формируют прибыль.
Ну или как прибыль превращается в деньги.
Представление можно сделать таким, какое более удобно для восприятия собственником. Прибыль никогда не равна денежному потоку (ну если быть точным – почти никогда). А комбинации возможны любые. Прибыль есть – денежный поток отрицательный. При положительном денежном потоке – убыток. Прибыль меньше денежного потока. Денежный поток меньше прибыли. (Опустил здесь слова «чистый», «чистая»).
Конечно, чтобы посчитать этот отчет нужен баланс. И для оценки правильности CF и P&L. Но это уже тема другой заметки.
Так сложно ли дать ответ на любимый вопрос собственника?
Если бизнес оцифрован и финансовая бизнес составляющая выстроена должным образом – довольно легко. Да, оцифровать и выстроить – задача сама по себе. Но, как говорится: «игра стоит свеч». И для собственника, и для команды управленцев и, конечно, для самого бизнеса.