Случай из практики. Кладовщик и калькулятор до открытия. - ФинПризма - Сопровождение финансов общепита

Случай из практики. Кладовщик и калькулятор до открытия.

Тут как не прочти – чУдным или чуднЫм – все равно очень это необычно и не типично. А причина проста – псевдоэкономия.

Сколько раз я наблюдал эту картину – тратятся огромные бюджеты на запуск, а на то, чтобы взять в штат двух сотрудников с очень важным функционалом, и, как правило, со средним уровнем зарплаты – это «нет», это «мы себе позволить это не можем».

Или такой «железный» вопрос-аргумент – а что они делать до открытия будут?

Когда такой вопрос слышал, то по началу, даже как бы за шутку воспринимал. Ну очевидно же. Разве заказ сырья начинает осуществляться в день открытия? Или учет этого сырья? Или товарно-материальные ценности во всем своем многообразии на предприятии появляются вместе с первым гостем? А технологические и калькуляционные карты тоже из воздуха берутся?

Ну, кончено, в ответ: нет, все, разумеется, не так, но сейчас то зачем? Вот откроемся и потом уже все посчитаем, учтем, скалькулируем… 

И не доходили мои аргументы до сердец и разума тех, кто отвечал за открытие.

Но вот однажды, все-таки, случилось чудо: заранее согласовали в штат и калькулятора и кладовщика.

Причем на просто за неделю «до», а кладовщика аж еще на этапе общестроительных ремонтных работ. Поэтому ни один элемент декора, ни одна тарелка, ни один комплект униформы не был потерян (читай: забыт на улице при разгрузке / украден / недопоставлен / далее – что придумаете…). Все заказы сырья были сделаны заранее и производство смогло делать проработки в срок и в необходимых объемах.

Калькулятора, разумеется, привлекать на таком этапе, действительно, бессмысленно, но, когда первая плита на кухне заработала калькулятор стоял рядом с шеф-поваром и был готов учувствовать в первой проработке. А еще ранее, совместно с кладовщиком, вносил номенклатуру сырья в систему производственного учета, а с тем же шеф-поваром – предварительные калькуляционные карты.

Так что же в итоге? Какой реальный выигрыш получила компания и собственники?

Первое, и, пожалуй, самое очевидное – избежали ненужных потерь. На этапе открытия, особенно в дни перед самым открытием, степень бардака иногда превосходит все пределы: что-то недовезли и кто отвечал за то, чтобы это что-то было уже на предприятии никто сказать не может; что-то довезли, но непонятно куда дели; что-то опять же довезли, но выяснилось, что это уже давно лежит на складе и, выходит, деньги заморозили в двойной поставке. Всего этого удалось избежать. Все было заказано, учтено и находилось, что назевается, на своих местах. Это была заслуга кладовщика.

Второе, очень важно, что почувствовалось, конечно, не в день открытия – это минимизация потерь, связанных с себестоимостью. Обычно, понимание, что с себестоимостью «что-то не то» приходит довольно быстро, но пока калькулятор во всем разберется, пока все настроит, пока откорректирует через проработки и ревизии – идет время уже активной работы. А значит и активных потерь. Не будем лукавить – конечно, и в случае, когда калькулятор на момент открытия в штате, потери неизбежны. Но таковые значительно, на порядок меньше. Это была заслуга калькулятора.

Третье – учет, необходимый для подсчета реального финансового результата.

Конечно, учет ставится в любом случае (ну, где понимают, что без учета – никак). Но когда есть понимание, что в учетных системах действительно реальные данные, уже выверенные еще и до момента открытия, то все процедуры по внедрению управленческой отчетности по операционной деятельности становятся быстрее. А значит быстрее приходит понимание, что и где нужно «подкрутить» чтобы бизнес работал эффективнее.

По-моему – причины достойные.

И собственники с этим согласились. Больше без кладовщика и калькулятора в штате они новые точки не открывают.

13 февраля 2023 г.
 

Высказано частное мнение автора, основанное на профессиональном опыте.