Финансы в микробизнесе. Неоправданная невостребованность. - ФинПризма - Сопровождение финансов общепита

Финансы в микробизнесе. Неоправданная невостребованность.

Здесь слово «странность» может вызвать вопрос: «Что, мол, странного? Обычная история». Бизнес растет, контроль теряется, обороты есть – дивидендов нет и так далее. Надо контролировать что происходит – вот и беремся за финансы. Да, к сожалению, часто так все и происходит.

Старинность в другом. Обсчитать то, что «меньше», разумеется, проще того что «больше». Но это, казалось бы, очевидное утверждение в реальной жизни применяется не часто.

Конечно, денежный поток считают все так или иначе. Кто-то просто котловым методом: было денег столько то, выручка такая-то, стало денег столько-то. Отсюда считают расходы и делают «выводы»: много потратили или и вроде как приемлемо. Кто-то более осознано: пытаются высчитать исходящий остаток и понять: как так получилось – вроде тратили на то-то и то-то и остаток должен был быть больше, а не сходится… Потеряли? Украли? Испарилось?..

Конечно, есть и такие предприятия, где к подсчету денежного потока подходят со всей серьезностью. Точно знают – кому, когда, зачем и почему. Но, к сожалению, только движением денежных средств и ограничиваются.

А ведь если предприятие начинает работать как микробизнес, можно сразу же наладить аналитику по трем важнейшим отчетам.

Баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств и отчет о связи чистый прибыли и чистого денежного потока – я называю эту группу «Три +».

Если с отчетом о ДДС, как правило, проблем не возникает (в том смысле, что все хотя бы представляют себе, что это такое), отчет о ПиУ просто путают с отчетом о ДДС (вернее путают денежный поток с прибылью), то баланс – это для многих «тайна за семью печатями». А ведь на малых объемах зафиксировать баланс на какую-то дату довольно просто. Так же как просто, применяя метод начисления, начать считать и отчет о ПиУ.

А отчеты эти, хочется напомнить, показывают реальную картину бизнеса. Баланс – это «мгновенное фото» состояния бизнеса, отчет о прибылях и убытках – по сути, отображение экономики предприятия, отчет о движении денежных средств – картина циркуляции «кислорода» бизнеса, отчет о связи прибыли и денежного потока – ответ на главный вопрос собственника (где мои деньги?).

Поэтому и удивляет неоправданная невостребованность финансов в микробизнесе.

Опыт показывает, что объясняется это нескольким причинами. Причина а.) – низкий уровень финансовой грамотности собственников и управленцев. Отсюда причина б.) – непонимание плюсов, которые получает бизнес, когда таковой оцифрован, обсчитан и управляется не «чуйкой», а через систему финансовых показателей. Причина в.) – псевдоэкономия. Брать в штат финансиста считается, почему-то дорогим развлечением, хотя на деле такой специалист (конечно, если это профи), многократно окупит свою зарплату. Прибегать к услугам аутсорсинга тоже не спешат – мол: как можно кого-то пускать в святая святых – наши финансы?

Вот и получается, что момент, когда можно выстроить финансовую составляющую бизнеса относительно быстро, без каких-либо болезненных организационных моментов, а также затратив на это минимальный бюджет – предприятиями упускается.

А далее приходит время роста (если, конечно, удается, не следя за финансами, выжить и не обанкротиться) и тут, уже на приличных объемах, с большим хозяйством и кучей организационной неразберихи «берутся за дело». И удивляются: так сложно?.. так долго?.. так дорого?..

Конечно не все так мрачно.

Есть и собственники, и управленцы, прекрасно понимающие преимущества, которые дают грамотно выстроенные финансы. Предприятия в таких руках, как правило, имеют высокие шансы на успешное и органичное развитие.  Ну а если и приминаются решения о закрытии проектов, то собственники выходят с минимальными потерями, а то и вовсе без. 

22 сентября 2022 г.
 

Высказано частное мнение автора, основанное на профессиональном опыте.

Картинка отсюда: https://pixabay.com/ автор Tumisu