Центральный склад в сетевом проекте.
Для рассуждения на эту тему, установим некоторые вводные, а именно: примем, что предприятия сетевого проекта расположены в пределах одного города.
Или нескольких локаций, расстояние между которыми вполне может быть покрыто перемещением на автомобильном транспорте. Кроме того, будем рассматривать центральный склад именно как склад, а не как некое производство по типу фабрики-кухни.
Временную составляющую запуска такого склада оставим за скобками (существенное влияние на сроки оказывают реальные вводные для каждого конкретного случая). Ограничимся вопросами целесообразности и, разумеется, расходной и доходной частью.
Прежде всего целесообразность.
Первое, о чем очевидно стоит сказать – это вопросы хранения поставок больших партий сырья.
В применении к общепиту – это, конечно, сырье глубокой заморозки. Конечно, приятно заявлять, что «мы готовим только из свежайших продуктов», но на практике заморозка, как правило, в производстве используется. Очевидно, что без предварительного просчета тут не обойтись, поскольку даже, на вскидку, преимущества централизованной закупки заморозки вызывают вопросы. Во-первых – если сеть не большая, нужен ли такой объем (не нужно забывать, что заморозка тоже имеет срок хранения), успеют ли предприятия выбрать с центрального склада предполагаемые объемы? Посчитать это не сложно – посмотреть в учетных системах оборачиваемость такого сырья, прикинуть объем и понять – та скидка, которую может дать поставщик – «оно того стоит?». Во-вторых – при перемещении с центрального склада на предприятия, на этих самых предприятиях заморозку тоже нужно хранить, т.е. место в морозилках должно быть. Ну а про то, что на центральном складе должны быть морозильники соответствующих размером (которые, кстати, прилично потребляют электроэнергии), конечно тоже забывать не нужно.
Если еще рассуждать про хранение объемов сырья, то видится, что это не должны быть скоропортящиеся продукты (например, фура арбузов или воды), но затевать склад ради таких поставок не представляется логичным. Кроме того, при обычных обстоятельствах, поставщики сырья готовы возить «все и вся» практически ежедневно и в необходимых объемах.
Отсюда вывод – целесообразность создания склада для оптовой закупки сырья крайне сомнительна.
Второе – это закупка и хранение товарно-материальных ценностей.
Какие ТМЦ сетевой проект может закупать в больших количествах, да так чтобы еще и хранить нужно было? Ответ – посуда. Посуда закупается, как правило, не простая, а часто выполненная на заказ. Поскольку пополнение запаса нужно постоянно (бой, сколы), то и запас посуды нужен большой. А если сетевой проект еще и моноконцептуален, то объем необходимой посуды может быть очень даже приличен. Центральный склад позволит купить с приличным запасом, с одной стороны обеспечив надолго, а с другой стороны – получив приличную скидку у поставщика за объем.
Еще один очевидный момент, связанный с ТМЦ – это сезонное хранение элементов летних веранд. У многих проектов конструкции самих летних веранд сборно-разборные и рассчитаны на несколько сезонов. Кроме того, мебель и элементы декора – все это должно где-то храниться, когда летние веранды не используются. Может возникнуть вопрос – а что, собственно, мешает каждому предприятию сети снимать для себя персональный небольшой склад, исключительно на сезон хранения леток? Да – в этом есть доля правды, если снимать такие склады исключительно для этой цели и не использовать не для чего другого. Но в том то и преимущества центрального склада, что таковой можно использовать для чего-то еще и круглый год.
Например, для списанного с баланса, но еще пригодного еще к использованию оборудования (которое можно продать как б/у, но до момента продажи нужно где-то хранить). Или задумал собственник поменять что-то в декоре или мебели – в любое время центральный склад готов принять «старое» и хранить до получения дальнейших вводных.
Таким образом, получается, что центральный склад – это все-таки про ТМЦ и ОС.
А как обстоят дела с затратной частью? Расходы вполне очевидны.
Во-первых – это, собственно, сама аренда. Нужно понять, какие параметры склада необходимы: возможность «теплого» хранения, круглосуточный доступ, доступный тоннаж и размер транспорта, который можно использовать на территории. Отдельный вопрос – локация. Важно учитывать фактор «пробок», возможность проезда крупного грузового транспорта и т.д. Заранее необходимо выяснить что с коммунальными платежами – входят в стоимость аренды или нет. Есть ли штатные такелажники, а также условия размещения своего кладовщика если предполагается его постоянное присутствие на складе. Все эти параметры влияют на стоимость аренды.
Во-вторых – расходы на персонал. Конечно, должен быть кладовщик центрального склада. Правильнее, если это будет отдельный сотрудник без дополнительных обязанностей. И даже, если на этапе «мыслей о центральном складе», кажется, что «а что там делать – сгрузили-погрузили и дальше лежит» – по опыту могу сказать: это не так. Как говориться, «аппетит приходит во время еды». Если склад существует, предприятия сети постараются использовать таковой по максимуму, хотя бы и для того, чтобы разгрузить свои помещения от «лишнего хлама», который, тем не менее, может в любой момент понадобиться. Не надо забывать и о такелажниках. Склад – это погрузка-разгрузка-доставание-перекладывание и т.д. Необходимо заранее прикинуть, сколько будет стоить услуги местных грузчиков (если такие вообще есть), проработать вопрос и точки зрения привлечения сторонних фирм, предоставляющих такой персонал.
В-третьих – транспорт. Можно пользоваться услугами специализированных транспортных компаний, можно заключить договор с «частником со своей Газелью», можно взять транспорт в лизинг (тут необходимо помнить и о зарплатах водителей, топливе, ТО и т.д.). Все зависит от задач и загрузки использования склада.
Еще будут, разумеется, некоторые расходы, вида косвенные и непредвиденные. Нужно интегрировать центральный склад в структуру сети (ПО, дополнительная работа финансистов, возможно даже регистрация отдельной компании и т.д.), иногда – мелкий ремонт и кое-какое обслуживание своими сила и так далее. В общем случае расходы эти не так велики, но забывать про таковые, все-таки, не стоит.
А что же с доходами? Предполагаются ли и как посчитать?
Вообще говоря, такой просчет «в лоб», скорее всего не может быть полным. Конечно, если сеть уже снимает несколько сезонных складов для хранения летних веранд, то можно посчитать, во что это обходится в сезон, сюда приплюсовать затраты на транспортировку и такелаж, связанные с этими складами и т.д.
Но как оценить плюсы, которые может дать только центральный склад? Имеется ввиду прозрачность и упорядоченность учета общесетевых активов, дисконт на крупные поставки от поставщиков, объем запасов, выведенных из эксплуатации, но еще пригодных для использования (или на продажу) ТМЦ и ОС. И так далее.
Оценить «наведенный порядок» в деньгах можно только наведя этот самый порядок. А по опыту внедрений инструмента «центральный склад» в сетевых проектах можно смело сказать – результаты наведения такого порядка всегда превосходят ожидания.