Финансовый директор – управленец или пахарь?
Каков же функционал финансового директора – это все-таки стратег или, прежде всего, практик, пахарь? Видимо все зависит и от самой компании, где трудится финдир, и, разумеется, от того, как собственники бизнеса видят его роль.
Ну, и конечно, от команды, которая есть у финансового директора в непосредственном подчинении.
Думается, что доминирует, прежде всего, видение собственников. И это – разумеется справедливо – ведь если собственники нанимают совсем недешевого специалиста, коим финансовый директор (если, конечно, это настоящий финансовый директор, а не графоман от финансов, прочитавший пару книг и насмотревшийся роликов в сети) есть по определению.
Чтобы понять, что ожидают собственники от финансового директора, можно просто зайти на любой сервис по поиску работы и почитать требования к соискателям на такую позицию.
Оптимизация налогов.
Часто, собственники ожидают от финансового директора некоего волшебства – вот придет финдир и налогов будем платить на порядок меньше. Ну или в разы, хотя бы. Ну или поменьше чем сейчас. Однако, здесь можно говорить о некой подмене понятий. Чтобы оптимизировать налоги, нужно быть специалистом по налогам, и, если не «широкого профиля», то уж отраслевого точно. Конечно, финансовый директор должен обладать определенными знаниями по налогообложению, но, чтобы быть «на острие» нужно постоянно отслеживать и изменения в законодательстве и, что важно – практику. Занимает это все значительное время и на прочие задачи, не менее важные, времени остается меньше.
Кроме того, в вопросе оптимизации налогов, хорошо бы иметь контакт с налоговой инспекцией – разумеется, в хорошем смысле слова, т.е. иметь в лице представителей налоговой не только «проверяющих и карающих», но и консультирующих.
Видится, что роль «оптимизатора» ближе или узкому специалисту, который знает «как можно», или главному бухгалтеру. А финансовому директору здесь отводится роль «обеспечителя условий» для оптимизации. Но и главный бухгалтер и специалист по налогам должны быть в подчинении у финдира. В этом вопросе – финдир скорее управленец-руководитель.
Управление денежными потоками, дебиторской и кредиторской задолженностью.
Много слов (постов, роликов, статей) посвящено теме кассового разрыва. Управлять денежными потоками – прерогатива финансового директора, а не собственников, как многие полагают. Другое дело, что должны быть определенные правила, по которым финансовый директор распоряжается деньгами. Виденье общей картины платежей и поступлений позволяет эффективно управлять движением денег – тут финдир «вершина айсберга», поскольку окончательный акцепт на платеж дает именно он (не будем тут расписывать функции казначейства – это тема отдельной заметки).
Управление дебиторской и кредиторской задолженностью – это не просто недопущение просрочек, это – часть эффективного управления деньгами, плюс отношениями с партнерами и контрагентами. А что еще немаловажно, если не сказать – очень важно – изменение объема ДЗ и КЗ непосредственно влияет на финансовый результат.
Здесь финансовый директор скорее пахарь.
Управленческий учет «с нуля».
Для построения эффективной системы управленческого учета требуются не только знания финансов, но и менеджерские навыки, поскольку, «построение с нуля» на практике – это история не «с нуля», а «как убедить собственников что вот эта табличка в excel – это не управленческий учет».
Кроме того, нужно глубоко вникать во все процессы на предприятии, чтобы верно отразить таковые в учетных системах. Да и учетных систем, при запросе «с нуля», как правило нет – Excel или самая простая 1С, как правило полупустая и ненастроенная. То есть для начала потребуется убедить собственников в необходимости наличия определенных учетных систем, потом, придется настраивать таковые, затем убеждать тех же собственников, что системы эти данные из воздуха не получают и часть операций в системах этих требуют участия человека, а, значит, нужны сотрудники. Сотрудники – которых придется обучать, а потом контролировать.
В общем процесс и управленческий, и пахарский.
Наверно, нет смысла разбирать все грани функционала, которые ждут от финансового директора.
Можно упомянуть и бюджетирование с планированием, и организацию управления складскими и производственными запасами, и оперативную аналитику, и управление рисками, и… В любой из этих граней работы финансового директора есть управленческий и пахарский аспект.
Думается, что, отвечая на вопрос, вынесенный в заголовок этой заметки, можно сказать следующее.
Финансовый директор не может быть только управленцем. Бизнес – это как живой организм, и даже если уже все системы отлажены и отстроены, все равно найдется что-то, что нужно подправить, внедрить, улучшить, а, следовательно, требуется вникнуть в процесс, отработать, пропустить через себя, настроить в системах, проверить и уже потом передать на постоянку своей команде.
И просто пахарем финансовый директор тоже быть не может. Общение с собственниками бизнеса, партнерами, контрагентами, да и руководство людьми – для всего это нужны качества настоящего управленца. Есть достаточно финансовых директоров, которые много времени проводят непосредственно «делая что-то руками», но если бы они не имели менеджерских качеств, то не смогли бы стать финдирами.
А может идеальный финдир это и управленец и пахарь в одном лице?