Случай из практики. Контроль рабочего времени. - ФинПризма - Сопровождение финансов общепита

Случай из практики. Контроль рабочего времени.

Один из «китов» расходов на предприятии общественного питания – это расходы на персонал и вопрос оптимизации таких расходов рано или поздно «встает в полный рост».

Именно так и было в одном проекте, где я, как обычно, занимался финансовой составляющей бизнеса.

Собственно, изначально, там настолько было все запущено в этом плане, что управленческая ведомость представляла из себя просто набор имен, которые иногда, правда, отличались еще чем-то. Ну, например, были Маша большая и Маша маленькая. Разумеется, при таком подходе «мертвые души» присутствовали и бодро «получали» свое вознаграждение. Да и выдача самого вознаграждения была до крайности непрозрачной.

Убрать все это безобразие было достаточно просто, введя журнал прихода и ухода, предварительно «сняв» подписи каждого «живого» сотрудника. Конечно, умельцы пытались ставить подписи и за себя, и «за того парня», но в купе с просмотром камер и несколькими «летучими» проверками, охоту такую отбили быстро.

Однако тут же встала новая проблема.

Теперь персонал стал просто удлинять себе рабочий день. Объяснялось это все любимой «производственной необходимостью». На самом деле в большинстве случаев это была никакая не необходимость, а просто приписки пары часов. Дело в том, то большинство сотрудников работали посменно, и даже при заявленном, например, двенадцатичасовом рабочем дне, часто «работали» по четырнадцать – шестнадцать часов.

Попытки строго ограничить рабочий день заявочным количеством часов встретили уже сопротивление и менеджеров, и шефа, потому, как всегда находятся сотрудники, которые просто «снимают фартук» ровно по звонку и отбывают восвояси. Формально, имеют право.

Решить же проблему с помощью просмотра камер, конечно, было бы можно, но по объёму работы получалось для этого нужен был бы отдельный сотрудник. Экономически, понятное дело, такой подход вряд ли мог дать ощутимый эффект.

Тогда было решено применить подход, соответствующий современности.

А именно – автоматизировать процесс сбора информации о приходах и уходах сотрудников.

Системы типа прикладывания карточки на входе были сразу отметены, потому что представлялось вероятным, что «один будет фиксировать приход троих», а уж об опозданиях и якобы задержках и речи не было. Следовательно, нужна была система, которая бы снимала некоторую биометрию.

Смотрели две системы: «по пальцу» и «по глазу». Выбрали «по пальцу». Специалисты, которые помогали делать выбор гарантировали бОльшую надежность «пальца», да и возможности бэк-офиса этой системы были нам подходящие.

Не буду долго описывать некоторые мытарства по техническому внедрению, а главное, внедрению организационному. Тут, понятное дело, со стороны тех сотрудников, что любили воспользоваться приписыванием времени и тому подобным, устраивали некий саботаж типа «а оно не работает», «а я забыл», но с этим легко справились, включив, как обычно в таких случаях, режим «бюрократия». Собрали собрание, объяснили, показали, научили. Дали срок две недели на раскачку-обкатку. Затем каждому вручили результат: вот мол так и так бы повлияло на твое вознаграждение, то, что ты фактически прогулял день, поскольку, судя по данным системы тебя на рабочем месте не было (хотя мы и знаем, что ты был) и так далее. А далее уже запустили в боевом режиме.

Конечно, никакая система до конца не может решить присутствие человеческого фактора.

Конечно, сотрудник мог проболтаться на работе непонятных два лишних часа, за которые нужно было формально платить – но одно дело просто приписать два лишних часа, а другое – действительно просто так провести таковые ничего не делая. Да и чужой палец не приложишь, а значит и платить якобы работающим, а на самом деле отсутствующим не придется.   

И, конечно, еще один неоспоримый плюс, который мы получили – это данные для аналитики, которая помогла не только выявить любителей частенько «задержаться на работе» беспричинно, но и предложить кое-что для оптимизации, а, следовательно, для сокращения издержек и увеличение прибыли.

Но это уже другая история.

28 ноября 2022 г.
 

Высказано частное мнение автора, основанное на профессиональном опыте.

Картинка отсюда: https://pixabay.com/