Нюансы управления финансами в сетевом проекте. - ФинПризма - Сопровождение финансов общепита

Нюансы управления финансами в сетевом проекте.

В сетевом проекте к обычным задачам, которые приходится решать финансисту, прибавляется ещё и значительная менеджерская составляющая.

Составляющая эта не только в постоянном взаимодействии с представителями каждого из предприятий и сотрудниками управляющей компании, но и в организации всей работы, связанной с финансами с учетом требований сетевого проекта как такового.

Прежде всего – это выстраивание системы, ориентированной именно на особенности работы сети.

Как правило, в сетевом проекте предприятия взаимодействуют друг с другом в плане обмена ресурсами и активами. О такой взаимовыручке я писал отдельную заметку: «Друг в беде не бросит» и поэтому, нет смысла здесь снова углубляться в эту тему. Оговорюсь, лишь, что вопросы установления правил взаимодействия между предприятиями, трансфертного ценообразования и расчетов в сетевом проекте более чем актуальны.

Еще один аспект – финансовое взаимодействие управляющей компании и предприятий сети. Понятно, что «базис кормит надстройку» и тут важно выработать четкое правило отчислений каждого из предприятий сети в польку УК.

Самый простой и очевидный способ – расчет, привязанный к выручке. Однако, в этом случае, отчисления предприятий с высокой выручкой, в абсолютном выражении, могут быть значительно больше, чем у предприятий с низкой, что, во-первых, вызывает раздражение у управленцев отчисляющих больше («…корми их всех – другие то не столько дают!»), а во-вторых (что, кстати, имеет больший оттенок негатива) это то, что так думают партнеры собственника (если таковые, конечно, существуют). И в этом есть своя правда. Получается, что партнеры «сильного» предприятия «кормят» УК в большей степени, хотя предполагается, что УК работает на все предприятия сети одинаково.

Важным представляется и вопрос стандартизации в рамках сети.

Речь здесь не идет о стандартах сервиса и кухни – это прерогатива операционистов. Прерогатива же финансиста – товарно-складской, производственный, управленческий учет.

В товарно-складском учете – единый справочник номенклатуры, стандарты приема и отпуска товарно-материальных ценностей и сырья для производства, правила списания на расходы и в эксплуатацию, установленные сроки и критерии относительно состава объектов для инвентаризаций ТМЦ и ОС.

В производственном учете – упорядоченные статьи отражения немонитизированных списаний, общесетевой регламент по срокам проведения, отражения, разбора и защиты ревизий, стандартизация правил и сроков списания на реализацию.

В управленческом учете – прозрачные и единые правила, позволяющие сравнивать разноформатные предприятия сети, обеспечение своевременности получения необходимой аналитики для принятия управленческих решений как по сети в целом, так и в плане сравнительного анализа в рамках сети.

Конечно, это далеко не все, что должно делаться в рамках стандартизации.

Единые регламентные политики, правила составления финансового плана сети на основании планов каждого из предприятий (или наоборот – дробление общего плана сети на планы для предприятий), формат и проведения защит «План-Факт» и многое другое.

Еще одни важный момент – функция контроля аспектов деятельности, связанных с финансовой составляющей.

Задача такая, конечно же, существует и на отдельно взятом предприятии. Но, когда предприятие одно, то все, как говориться, «под рукой». Проверить кассовую дисциплину, например, не составляет труда – просто дойти до кассового узла. В сетевом же проекте встает вопрос выездных проверок и, желательно, с определённой периодичностью, а не «раз в год по обещанию». Поможет тут регламент проведения проверок, единая сетка мотивации и демотивации (о чем так же размещал заметку: «Сетка штрафов и начислений»).

Как видно, задач у финансового блока в сетевом проекте масса – перечислено выше, разумеется, не все.

Для решения всех этих задач в полном объеме, профессионально и своевременно, необходима финансовая служба (как часть УК), костяк которой, должен составлять штат финансовых менеджеров во главе с финансовым директором.

Во многих сетевых проектах реализована именно такая схема.

И это – верно. Собственники, бизнес которых перешел в разряд сетевого проекта, отлично понимают, что экономия на финансовой службе есть псевдоэкономия.

Потери неизбежны и минимизировать таковые возможно именно привлекая к работе профессиональные команды, способные решать задачи, которые ставит перед бизнесом сетевой формат.

 
12 апреля 2022 г.
 

Высказано частное мнение автора, основанное на профессиональном опыте.

Коллаж на основании картинки отсюда: https://pixabay.com/ (автор geralt)