Управленческий учет – свои правила! - ФинПризма - Сопровождение финансов общепита

Управленческий учет – свои правила!

В чем смысл управленческого учета? Это тот учет, в результате которого бизнес видит систему финансовых (и не только) показателей, дающих возможность принимать управленческие решения. Здесь важен элемент «чуйки» – что мы хотим видеть и почему именно так.

Есть известный всем набор показателей и отчетов, которые используются как в управленческом учете, так и в анализе, основанном на показателях бухгалтерской отчетности. Только в отличии от официального бухгалтерского учета, зарегламентированного всевозможными ПБУ и законом о бухучете, в управленческом учете мы сами можем задавать правила – свои правила.

Несколько примеров.

Порог отнесения к основным средствам. Для себя никто нам не запрещает отнести приобретенную материальную ценность к составу основных средств хоть со стоимостью 20000 руб., хоть со стоимостью 200000 руб. Мы сами определяем, как мы хотим видеть влияние приобретения таких активов на наш финансовый результат. Если у нас большое предприятие или сеть и 200000 руб. это для нас проходной платеж – почему бы и не относить все что дешевле сразу на расходы. Если это небольшой корнер и подобные покупки редки – во избежание скачков в расходах, можем сделать порог 20000 руб.

Амортизация. Покупаем некое оборудование на кухню. В соответствии с учетной политикой такой актив должен амортизироваться в течение трех лет. Но в реалии знаем, что при нашей интенсивности эксплуатации больше двух лет работать на этом оборудовании смысла нет – далее только постоянный гарантийный ремонт. Устанавливаем срок амортизации два года и приближаем учет к жизни.

Food cost. Я уже писал о возможных методиках подсчета отдельную заметку, но если вкратце – мы сами определяем для себя что мы включаем в состав этого показателя: все что списывается в периоде или только то, что в итоге монетизировалось. Принимаем для себя это правили и уже осознано делаем выводы, анализируя получившиеся значения.

Отчет ДДС. По классике – три раздела: текущие, инвестиционные и финансовые операции. Мы же в управленческом учете можем делать какие хотим срезы и последовательности представления. Можем не придерживаться правил бухучета и платежи, по сути, например, инвестиционные, относить к текущим и наоборот, если для нас это имеет какой-то необходимый нам смысл.

Примеров можно приводить много и степень творчества тут почти безгранична, но не безгранична совсем.

Есть одно важное правило, которое необходимо строго соблюдать, а именно: правила должны быть неизменными.

То есть нельзя один актив стоимостью 80000 руб. относить к ОС, а другой с такой же стоимостью списывать сразу на расходы. Или в одном периоде считать food cost по одной методике, а в следующем по другой. Очевидно, если так делать ни о каком осознанном анализе, а, следовательно, и грамотном управлении на основании управленческого учета быть не может.

Для того, чтобы избежать ситуаций «разных правил», нужна Управленческая Учетная Политика, где как раз и прописываются как все алгоритмы, по которым рассчитываются те или иные показатели и составляются отчеты, так и сроки составления и предоставления, потребители и исполнители. Многим кажется составление такого документа излишним, однако, на практике, такой подход позволяет снять многие вопросы при анализе получившихся результатов, а также безболезненно передавать исполнение соответствующих подсчетов в случае, если меняется ответственный за это сотрудник.

31 января 2022 г.
 

Высказано частное мнение автора, основанное на профессиональном опыте.

Картинка отсюда: https://ru.wikipedia.org/ (автор: Dr Jacek Filek)